Новости
Дмитрий Шишкин: «Классическому музыканту не нужна слава рок-звезды»
10 января 2020
10 января 2020

Интервью Дмитрия Шишкина от 20 июня 2019 г.
Пианист, участник Конкурса имени П. И. Чайковского Дмитрий Шишкин — о выборе профессии, участии в конкурсах и зарубежной публике.

— Дима, на сегодняшний день ты успешный молодой пианист с хорошим ангажементом, сольными концертами в престижных залах, лауреат международных конкурсов. Мог ли ты, будучи талантливым мальчиком из Челябинска, представить, что твоя судьба может так сложиться?
— Конечно, я не мог предположить, что судьба так сложится, но у меня всегда была страсть к классической музыке, к исполнительству.
Я начал заниматься фортепиано в 2,5 года, в 3 дал первый сольный концерт, состоявший из произведений собственного сочинения. Это произошло благодаря моей первой учительнице Светлане Вячеславовне Ивановой и, конечно, благодаря маме, именно она прививала мне любовь к музыке с ранних лет, так что о другой профессии я и не думал.
К слову, моя мама — педагог по фортепиано. Она дает много мастер-классов, читает лекции, разрабатывает собственные методики обучения. Благодаря ее участию я настолько проникся музыкой, что другой профессии для себя не представлял. Позже в моей жизни появились такие замечательные педагоги, как Михаил Сергеевич Хохлов, Элисо Константиновна Вирсаладзе, Эпифанио Комис, все они делились со мной частицей себя, своими знаниями и умениями.
— Ты переехал в Москву из Челябинска и стал заниматься в школе имени Гнесиных благодаря содействию Фонда Владимира Спивакова. Сейчас, имея большой опыт выступлений в Европе, можешь сказать, как там обстоят дела с меценатством в сфере классического искусства?
— Да, я стал учиться в Москве благодаря содействию Фонда Владимира Спивакова. На начальном пути получить поддержку от Фонда — это, конечно, было очень важно.
Я считаю, что молодым талантливым музыкантам очень полезно сотрудничать с фондами, ведь они помогают раскрыть потенциал будущих артистов, дают возможность играть концерты, налаживать музыкальные связи.
За рубежом благотворительные фонды и классическая музыка в целом получают хорошую поддержку от государства. Стремительная тенденция к развитию классической музыки наблюдается в странах Азии — Японии, Корее, Китае. Ну, а в нашей стране классика всегда была и надеюсь будет в приоритете.
Нынешнее время подтверждает это: строятся новые концертные залы, проходит гораздо больше концертов, фестивалей, привлекаются молодые исполнители, которым дается возможность сыграть на лучших сценах.
Вообще, хочется сказать, что наша страна богата музыкальными традициями в сфере классической музыки, которые сохраняются и передаются благодаря высококлассному профессорско-преподавательскому составу.
— Ты сам где больше играешь — в России или за границей?
— За рубежом. Так сложилась моя карьера, что практически все мои достижения, победы в конкурсах были за границей. Поэтому сейчас мой круг общения в основном в Европе. Там у меня больше проектов и возможностей.
В России играю филармонические концерты, так как являюсь артистом филармонии. Стабильно езжу по городам России, выступаю в Москве. Но чаще, конечно, играю в Европе.
— Кстати, о конкурсах. Зачем тебе, победителю многочисленных престижных конкурсов, пианисту с хорошей карьерой участвовать в Конкурсе Чайковского? Хочется в очередной раз проверить свои силы? Или конкурс Чайковского — главная мечта, Эверест для любого музыканта, и тебя в том числе?
— Все по-разному относятся к музыкальным конкурсам. Конечно, конкурс имени Чайковского — один из престижнейших музыкальных состязаний в мире, дающий возможность показать свой талант, мастерство владения инструментом широкой аудитории. У музыканта есть шанс сделать себе хорошее промо — если он в этом заинтересован.
Как правило, на конкурсах присутствуют менеджеры и агенты разных фестивалей и концертных площадок. Если они видят у артиста потенциал, они предлагают ему сотрудничество.
Но и участвовать ради того, чтобы дарить людям радость, самому насладиться исполняемой музыкой, делать это ради искусства — тоже прекрасно.
Лично мне очень нравится играть на конкурсах, я получаю от этого искреннее удовольствие — так почему бы не играть для других, не поделиться с ними искусством, показать свою точку зрения, свое видение музыкального материала?
Поэтому я к конкурсам отношусь, как к концертам. Ведь если относится к ним, как к соревнованиям, это становится спортом. В желании сыграть быстрее и точнее, сыграть эталонно теряется индивидуальность. Я же предпочитаю уделять внимание художественной стороне произведения, но если музыкант недостаточно оснащён технически, то и художественная сторона страдает.
Конечно, к конкурсам нужно готовиться немного в другом ключе — там есть свои правила игры, тебя оценивает профессиональное жюри, и ты не можешь позволить себе то, что иногда позволяешь на своих концертах. Вот в этом, мне кажется, единственное отличие концертов от конкурсов.
— Совсем недавно ты вернулся из Италии, и вообще, ты много играешь за границей. Чем зарубежная публика отличается от российской?
— Везде по-разному воспринимают музыку — все зависит от интерпретации. В Европе, к примеру, желательно играть более классично, что ли, и подбирать репертуар тоже нужно очень бережно, поскольку не все в Европе — ярые фанаты русской музыки, а некоторые произведения там вообще не исполняются.
Например, Николая Метнера, гениального современника Рахманинова, там особо не знают, не играют. В то время как в России он достаточно популярен.
По моему мнению, самая профессиональная и интересующаяся публика — в Германии, огромное удовольствие там выступать.
Не могу сказать, что в России публика менее профессиональна. Приятно отметить, что у нас на концерты ходит очень много молодежи. В Азии сейчас делается большое промо классической музыке, она там очень актуальна, слушать ее стало модой, трендом. Я считаю это хорошей тенденцией, ведь рано или поздно люди вникнут в это искусство, оно им понравится, они поймут, что это прекрасно, что, помимо рока, поп и электро есть другая музыка. Это важно.
— Насчет репертуара. При составлении программы ты идешь на поводу вкусов и предпочтений публики или сам диктуешь правила игры?
— В первую очередь я играю то, что мне нравится. Считаю, что вправе выбирать произведения — ведь я их исполняю.
Иногда, конечно, позволяю себе включать в программу малоизвестных композиторов, чтобы прививать зарубежной публике нашу культуру, знакомить ее с новой музыкой. Я считаю, что это очень хорошо — воспитывать в людях другое понимание и восприятие музыки, знакомить их с разными стилями, с новой культурой.
Конечно, для меня мнение публики очень важно. Я всегда стараюсь поделиться своими идеями, своим видением и пониманием исполняемых произведений — иначе артист не становится артистом, не приобретает индивидуальность, а значит будет малоинтересен слушателю.
— А критика? Как ты к ней относишься?
— Критика есть всегда. Если она хорошая — мне приятно, если не очень хорошая — менее приятно; но в любом случае узнать о себе то, чего сам не замечаешь — очень полезно.
Иногда попадаются рецензии на мои концерты, могу их прочесть. Но так, чтобы я специально что-то выискал о себе на просторах Интернета — такого нет.
Я считаю, что критика просто дает людям представление обо мне — сам про себя я и так все знаю. Поэтому предпочитаю не вдаваться в мысли по поводу критики, а заниматься делом. Конечно, здорово если о тебе пишут, этим подогревается интерес широкой аудитории.
— Как ты сам относишься к своей известности? Ты строг к самому себе?
— Конечно, строг. Ни о какой известности стараюсь не думать. В первую очередь, я хочу заниматься искусством и делиться им.
А известность… я не считаю это известностью. Если люди ходят на мои концерты, заинтересованы в моем творчестве, следят за моими успехами — это радует.
— Как у тебя состоят отношения со временем при такой загруженности? Как фильтруешь главное и второстепенное?
— По-разному. Есть периоды, когда у меня перерывы в концертах, но в основном я концентрируюсь на музыке: чтобы играть на хорошем уровне, получать от этого удовольствие и дарить удовольствие зрителю, нужно уделять много времени подготовке к выступлению.
Последние 2 года я постоянно на гастролях в разных странах, поэтому сейчас очень напряженное расписание.
Конечно, у меня есть хобби, которыми по возможности стараюсь заниматься. Мне очень нравится живопись, я сам пытаюсь рисовать — моя мама рисует; вдохновляют путешествия, которых у меня много, но из-за плотного графика концертов не всегда есть возможность посмотреть или исследовать места, в которые приезжаешь.
— В чем черпаешь вдохновение и силы?
— Как я сказал, вдохновляет искусство. Восстанавливать силы после многочисленных концертов помогают выезды на природу. Гастроли — это очень интересно, но они выматывают эмоционально и морально. Иногда, чтобы прийти себя, хочется спокойствия и статики.
Я заметил: когда играешь очень много концертов, эмоции как бы притупляются, самовыражение и самоотдача утрачивают дыханье новизны, сиюминутности. Артисту же очень важно иметь внутренний стержень и свежесть к тому, что он делает.
Поэтому при возможности я приезжаю в мой родной город Челябинск. Там замечательная природа, ландшафты, озера. Уезжаю туда дней на 10—15, чтобы ничего не слушать, никакую музыку. Занимаюсь со своим дядей (а он у меня в этом профи) подводной охотой, жарю рыбу на костре, читаю книги — восполняю энергию. Люблю ездить в горы.
В городе невозможно расслабиться, все равно возникают проблема, от которых нереально абстрагироваться.
— Тебе, классическому пианисту, комфортно жить в этом времени?
— Комфортно. Музыканты стараются идти в ногу со временем, академическая музыка развивается, появляются новые композиторы, которые пишут современную классическую музыку — и она достаточно популярна. Ребята делают свои проекты, есть коллаборации современных художников и музыкантов из классической сферы. Происходит много замечательных событий, невозможно все время сидеть на одном месте.
У меня тоже были идеи насчет совместных проектов с некоторыми артистами разных направлений в музыке. Я бы с удовольствием посотрудничал с польским композитором Кшиштофом Пендерецким или гуру электромузыки Aphex Twin. Считаю, музыканту полезно быть разносторонним.
— Что в твоем плейлисте помимо классики?
— Я слушаю все, что хорошо написано. Это может быть и классика, и электронная музыка, джаз — все что угодно. Не обхожу вниманием поп- и коммерческую музыку. Стараюсь следить за новинками в музыкальной индустрии, быть в курсе событий, поскольку я также причастен к этому музыкальному миру.
— Как думаешь, у классических исполнителей когда-нибудь будет слава и популярность рок-звезд? Или она им не нужна?
— Думаю, такой славы у них никогда не будет. В принципе, это и не нужно, поскольку классическая музыка, в отличие от других направлений, останется навсегда, ведь она уже выдержала испытания веками. Даже через столетия все возвращается к истокам, классическая музыка, как и скульптура, живопись, литература никогда не умрет.
То, что молодежь приходит на концерты в филармонию, говорит о том, что они — разносторонние интересующиеся и образованные люди. И поэтому вполне естественно, что они приходят послушать Баха, Бетховена, Моцарта. Думаю, классической музыке и не нужна большая аудитория, как рок-звездам. Но «своя» аудитория у нее есть и будет всегда.
— Что для тебя музыка?
— Для меня музыка — это универсальный язык, с помощью которого можно общаться любыми народами, не имея никакого барьера. С помощью этого языка можно внятно донести свои мысли, написать любую картину — и это будет понятно людям всего мира.
Музыка для меня не только уникальный язык, но и путь для выражения своих эмоций, чувств и своей философии. «Одна музыка может перенести трепет одной души в другую» (Герцен).
Беседовала Татьяна Плющай
Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/dmitry-shishkin-tch16/
14 декабря в 13:00 состоится концерт Фонда Владимира Спивакова в Камерном зале Московского международного Дома музыки. Традиционно декабрьский концерт программы «Дети-детям» «Услышать будущего зов…» носит название «Рождественские чудеса» — и это прекрасный способ вдохнуть предновогоднее настроение!
В 19:00 в Малом зале МГАФ состоится концерт абонемента Фонда Владимира Спивакова. Выступают исполнители на струнных инструментах:
Рассказываем, какие мероприятия запланированы на последний месяц этого года.
В этот день выступали ученики ЦМШ-АИИ: Ван Докай (фортепиано) Андриана Денисова (арфа) Ши Цзили (виолончель) Амина Сатторова (гобой) Александр Колесников (скрипка) Адриан Маркевич (виолончель) струнный квартет (Александр Корнюшко, Тимофей Ипатов, Сергей Большаков, Тихон Кидинов) трио (Олеся Виноградова, скрипка, Станислав Звонарев, флейта, Лю Шени, фортепиано) Фотографии концерта в Галерее искусств Зураба Церетели, 22 ноября 2025 года А на видео — выступление Александра Колесникова, который [...]