Новости
15-летний капитан. Владимир Спиваков в пятнадцатый раз открыл свой фестиваль
02 октября 2018
02 октября 2018
Источник: Российская газета — Федеральный выпуск № 219(7682)
Автор: Татьяна Эсаулова
Фестиваль «Москва встречает друзей» собирает юных музыкантов со всего мира. В этот раз гости выступят на сцене Дома музыки, в Большом театре и Пушкинском музее, в Третьяковке и Зале Чайковского, а также в музыкальных школах и социальных учреждениях. Еще одним важным юбилеем в этом сезоне станет для Владимира Спивакова 40-летие его камерного оркестра «Виртуозы Москвы».
В этом сезоне еще и ваш Фонд отмечает 25-летие?
Владимир Спиваков: Это самое важное, что я сделал в жизни, — мой Фонд. За четверть века мы вырастили более 25 тысяч детей! Мне даже неловко говорить о том количестве уникальных инструментов, которые подарены юным музыкантам, о множестве сложнейших операций, включая операции на открытом сердце, которые были проведены детям, как у нас в стране, так и за рубежом. Отрадно видеть, как дети, которые мне встретились, когда им было всего по 9—10 лет, стали теперь большими артистами. Многие из них — известные музыканты, лауреаты крупнейших международных конкурсов. Наш фестиваль «Москва встречает друзей» тоже помогает выявлять таланты. В этом году к нам приехали участники из 32 стран, и даже из тех государств, с которыми у нас непростые отношения, например, из Великобритании. Во время фестиваля будет работать замечательная выставка, на которую прислано 12 тысяч работ. Более 40 картин маленьких художников прибыло из Сочи, из Образовательного центра «Сириус». Все это дает мне ощущение большого счастья и радости.
В этом году ваш оркестр «Виртуозы Москвы» отмечает свое 40-летие. Судьбу оркестра можно сравнить с судьбой артиста, с судьбой человека, в жизни которого случаются и взлеты, и падения?
Владимир Спиваков: Конечно. В оркестр приходят музыканты — яркие индивидуальности. Марина Цветаева дала замечательное определение: «Оркестр — это единство множества». Так вот, нужно создать такое множественное единство, в котором не только одновременно двигаются смычки и пальцы на грифе, но и где люди вместе дышат. Нам пришлось пережить, если это можно так назвать, «падение», когда только часть оркестра вернулась со мной из Испании, где мы работали в течение трех лет под патронажем принца Филиппа Астурийского, теперь короля Испании. Вот тогда было сложно, нужно было набрать новых молодых музыкантов. Есть такой средневековый трактат «О пользе безвыходных ситуаций»… Мы нашли выход! Сейчас оркестр играет не хуже, чем первый состав.
Вы — главный «художник» «Виртуозов Москвы», как работаете над палитрой звучания оркестра? От чего она зависит?
Владимир Спиваков: Все зависит от моего восприятия музыки, от опыта, а также от импровизации, которая обязательно присутствует на моих репетициях. Музыка, когда ее любишь, сама дает возможность свободно распоряжаться средствами, которые есть в наличии для раскрытия художественного и эмоционально-образного содержания.
Ваше видение музыки с годами меняется?
Владимир Спиваков: Каждый композитор — гений огромного масштаба; его предчувствия забегают на несколько десятков лет вперед. Поэтому в одних и тех же сочинениях постоянно находишь что-то новое. А еще есть такие сокровенные вещи, как, например, письма и мемуары, — люблю их читать, это позволяет почувствовать душу художника. Исполняя сочинение, мы проживаем то время, в котором творил композитор, но все же наш взгляд устремлен вперед, в будущее… 9 октября мы открываем свой юбилейный сезон с известным пианистом и дирижером Кристианом Захариасом — авторитетным интерпретатором произведений Моцарта.
Дом музыки уже давно вписан в культурную жизнь не только Москвы, но и мира?
Владимир Спиваков: Каждый день у нас бывает практически до 3000 человек! Сейчас мэрия Москвы и Сергей Собянин выделили нам средства для усовершенствования акустической системы зала, ведь техника не стоит на месте — нужно постоянно внедрять новейшие достижения в области звука.
Открытие «Зарядья» создаст вам конкуренцию?
Владимир Спиваков: Хорошо, что появился еще один концертный зал. Сейчас у него невероятные возможности, ведь на его «раскрутку» выделены огромные средства. Как это будет сделано, что из этого получится, увидим…
Есть такой средневековый трактат «О пользе безвыходных ситуаций»… Мы нашли выход!
Какой концерт предстоящего сезона вы хотели бы выделить сами?
Владимир Спиваков: 16 декабря состоится концерт, посвященный 100-летию Александра Солженицына. О проведении его меня попросила Наталия Дмитриевна. Я считаю Солженицына великой фигурой России, человеком с большой буквы. На концерте будет исполнена его «Молитва России» для хора a capella композитора Юрия Фалика, а также пианист Игнат Солженицын и НФОР исполнят Концерт Бетховена, который Игнат играл когда-то в присутствии отца. Прозвучит также Пятая Симфония Шостаковича: пути писателя и композитора, по моему убеждению, перекрещиваются в этическом, эстетическом и моральном смыслах.
Что пожелаете в юбилейный сезон своим коллегам?
Владимир Спиваков: Здоровья, спокойствия и главное — терпения. Как сказал отец Александр Мень: «Терпение — это мужество»!
И еще несколько слов, а если точнее — два с лишним часа музыки — о нашем проекте «Камертон регионов», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
25 декабря в ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова состоялся мастер-класс Заслуженной артистки РФ, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Ксении Кнорре.
Это был заключительный в 2024 году концерт проекта «Камертон регионов», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Напомним, мы приняли совместное с ФПГ решение продлить его на следующий год.
Наверное, есть в этом некоторый символизм: Фонду Владимира Спивакова в 2024 году исполнилось 30 лет, юбилей отмечал и сам Маэстро. Год, как на него не посмотри, был для нас юбилейным, а Зураб Церетели, на сцене Галереи искусств которого мы проводим 2024-й, тоже юбиляр — в январе ему исполнилось 90 лет.