Владимир Спиваков встретился в Кольмаре с корреспондентом газеты «Культура» и дал интервью, рассказав и о Кольмарском фестивале, и о многом другом.

Культура: Этот фестиваль — Ваше детище. В прошлом среди его звездных гостей были Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Григорий Соколов, Иегуди Менухин, Евгений Кисин, Денис Мацуев. Как удалось в провинциальном городке создать праздник, который собирает выдающихся музыкантов и меломанов со всего мира?
Спиваков: Действительно, никто так долго не руководил фестивалем. Даже Слава Ростропович, приезжая ко мне в Кольмар, удивлялся: «Старик, как ты выдерживаешь все это?! В Эвиане я сломался на своем десятом фестивале». Посмотрим, что будет дальше. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Тем более, не мог себе представить, что обоснуюсь здесь так надолго. Кроме Москвы, это единственное место, где каждый год на протяжении двух недель я могу спокойно работать…

Культура: Но есть что-то, чем Вы все-таки гордитесь?
Спиваков: Моим Фондом, которому исполнилось четверть века. Он вырастил птенцов, ставших большими артистами. Многим спасена жизнь. Кстати, нынешний фестиваль открывал пианист Саша Романовский, которому в свое время сделали сложную операцию. Он из Харькова, дебютировал в Кольмаре в восемь лет. На закрытии 31-го фестиваля выступила 12-летняя пианистка Александра Довгань. Она сыграла 23-й концерт Моцарта — композитора, который не перестает восхищать нас тем, как человек в раннем возрасте смог заглянуть в космические глубины. Молодым талантам Кольмар дает уникальную возможность приобрести опыт… Наконец, ребята моего Фонда участвуют в программе «Дети на обочине» — выступают в колониях для несовершеннолетних. Начальник одной из них рассказывал мне, что публика на концертах плачет. Это для них настоящее откровение, луч света в темном царстве.

Культура: Из вундеркиндов всегда вырастают большие музыканты?
Спиваков: Нет, но всегда хочется надеяться. У Саши Довгань есть для этого все задатки и прекрасный педагог Мира Алексеевна Марченко из Центральной музыкальной школы. Ее ученики не только поразительно хорошо играют, но и дружат, вместе ходят на концерты.

Культура: Как Вам удается на протяжении стольких лет сохранять творческий азарт?
Спиваков: Он у меня от природы и от понимания мудрости слов того же Малера: «Традиция — не поклонение пеплу, а передача огня». Исполнение великих произведений не превращается в рутину, если ты увлечен, глубоко переживаешь и умеешь передать чувства другим. Сезанн писал, что когда каждое утро открывает окно, то не узнает свой сад.

Культура: Влияет ли на музыку нынешний цифровой век — соцсети и всякие гаджеты и девайсы?
Спиваков: Замечательно уже то, что YouTube дает возможность увидеть концерты миллионам людей.

Ссылка на текст интервью: