Цирковое искусство — это тоже предмет внимания Фонда СпиваковаСколько великолепных номеров в исполнении юных артистов цирка мы увидели! Почему же цирк встал в один ряд с музыкой, хореографией, изобразительным искусством в нашем Фонде?

Сейчас расскажем. Тем более, что этот рассказ как нельзя лучше подходит к нашей рубрике к 30-летию Фонда Спивакова.

Один из тех, кто делал очень многое для талантливых молодых людей и, пожалуй, вообще для появления нашей благотворительной организации в нынешнем виде — это артист цирка, знаменитый клоун Роман Ширман. Он умер в 1994 году, в год образования Фонда Спивакова, который возглавила его дочь, Екатерина Романовна Ширман.

— Когда создавался Фонд, Роман Ширман тоже активно принимал в этом участие, — рассказывает художественный руководитель Фонда Спивакова Петр Гулько. — Талантливые дети-музыканты приезжали в Москву, многие жили в его квартире: их там принимали, кормили, поили, растили. А теперь Фонду помогают его ученики: Вячеслав Полунин, Александр Фриш, Валентин Гнеушев и др.

Вообще, Ширман — это знаменитая династия. Их было три брата: Александр, Роман и Михаил. Первым «заболел» цирком и вообще сценой именно Роман. Он был очень настойчив в своем стремлении попасть в театр — и сначала стал рабочим в Одесском оперном театре, а затем там же — и артистом.

Да каким артистом! Петр Ильич Гулько вспоминает замечательную статью Юрия Никулина, где он рассказывает, как со своим партнером по сцене Михаилом Шуйдиным пытался повторить одну из миниатюр братьев Ширман — и не получил ни одного хлопка от зрителей, хотя когда ее исполняли сами братья, публика горячо их приветствовала. Есть и историческая фотография, как Роман Ширман впервые выносит на своих плечах Юрия Никулина на арену. Это была сцена «Лошадка».

Цирковое искусство — это тоже предмет внимания Фонда Спивакова

Цирковое искусство — это тоже предмет внимания Фонда Спивакова

Цирковое искусство — это тоже предмет внимания Фонда Спивакова

Цирковое искусство — это тоже предмет внимания Фонда Спивакова

Цирковое искусство — это тоже предмет внимания Фонда Спивакова

Цирковое искусство — это тоже предмет внимания Фонда Спивакова

С музыкой и музыкантами Роман Ширман тоже был очень тесно связан: например, его большим другом был его земляк, тоже одессит, Леонид Утесов. «Мы же с тобой одеколонщики!» — шутил Ширман. «Рома, что это значит?» — «Ну как же: члены одесской колонии».

А еще у Романа Ширмана был уникальный талант к изобразительному искусству в самом разном его проявлении: во время своей артистической карьеры делал макеты, эскизы костюмов своим друзьям — Олегу Попову, Эмилю Кио.

Этот его талант, кстати, тоже с деятельностью нашего Фонда пересекается: мы активно поддерживаем художников, проводим выставки каждый фестиваль и т.д. В этой ипостаси Романа Ширмана вам и представим: он работал в цирке до 75 лет, а, выйдя на пенсию, стал лепить из скульптурного килограммового пластилина потрясающие фигурки. Ему говорили: «Ну что ты, это же все рассохнется и рассыплется через два года — просто выкинешь все свои скульптуры». Но Роман Ширман придумал — и оставил эту тайну с собой — способ, как скульптуры из этого пластилина сохранить. Вот уже больше 30 лет эти фигурки стоят: какие-то в семейной коллекции, какие-то в музеях в России, Италии и других странах, некоторые — под открытым небом. И все в прекрасном состоянии!

Мы вам покажем скульптуры из семейной коллекции Екатерины Романовны Ширман. Автор фото — Антон Глоба. Посмотрите, каким уникальным скульптурным талантом ко всему прочему обладал клоун Роман Ширман, один из тех, чьи жизненные принципы — помогать другим — стали жизненными принципами всего нашего Фонда!

По этой ссылке все фотографии, а выше — несколько избранных. Кстати, узнаете кого-нибудь в этих фигурках?